Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 

Верхнекатуховская основная

 

общеобразовательная школа

 

Панинского муниципального района

 

Воронежской области

 

История

одной

школы.

 

 

Исследовательская работа

по истории школы села Верхняя Катуховка

Панинского района Воронежской области  

учителя русского языка и литературы

Верхнекатуховской основной общеобразовательной школы

Галины Николаевны Колосовой.

 

 

 

2009 г.

        

 

 

Наша школа во все времена, прошедшие и текущие, была и остаётся главнейшим учреждением  села. Именно она, школа, а не магазины, не почта, не медпункт и даже не библиотека является культурным центром села, его душой, его сердцем, главной жизненной артерией, питающей кадрами и город, и село. Но что мы знаем о нашей школе?  

рубеже 19-20 веков Российская наука и культура переживала небывалый расцвет. Следствием этого стало то, что современному обществу потребовалось большее количество образованных людей. Правительство страны, увеличив с 1900 по 1915 годы государственные расходы на народное образование в пять раз, приказало увеличить число образовательных учреждений по всей стране. В результате городские и сельские начальные школы постепенно вытеснили церковно-приходское образование. Примерно к этому времени и относится появление школы в нашем селе.

 

Верхнекатуховская школа была построена и открыта примерно через сто лет после основания села (но ещё до Революции) – приблизительно  в 1911 году. Достоверных данных, подтверждающих эту дату нет, и поэтому можно услышать, что школа открыта и в 1907, и в 1913 году.

Сразу надо сказать, что до современной школы, о которой пойдёт речь далее, в Верхней Катуховке была церковно-приходская школа, в которой обучались крестьянские ребятишки. Но об этой школе никаких сведений, кроме того, что она действительно существовала и на каком месте располагалась, не сохранилось.

К сожалению, и сведений о функционировании нашей школы в те далёкие годы практически не сохранилось, и мы не можем дать читателю сколько-нибудь полной и достоверной информации о школе, её учителях и учениках вплоть до самого окончания Великой Отечественной войны.

 

По своему устройству это была земская школа, по специфике – начальная, в которой учили грамоте, письму, счёту всех детей, в том числе и крестьянских. Организатором открытия школы в Верхней Катуховке  выступало Земство (учреждение, ведавшее сословными и административными делами в сельской местности).

В только что открывшейся школе было четыре классных комнаты и две квартиры для учителей. И количество классных комнат соответствовало количеству классов – 4. И этого  в те годы было достаточно.

Школа по сравнению с сельскими домами выглядела барыней: большое здание из красного кирпича в форме буквы «Г», высокие потолки, огромные (для того времени) окна, три входа. Первый, правый, предназначался для учащихся, второй, левый, вёл в учительские квартиры и квартиру директора, а третий, находящийся с юго-западной стороны школы, был запасным. Он функционировал примерно до 1955 года, потом им перестали пользоваться, и в дальнейшем за ненадобностью его заложили кирпичом, оштукатурили и побелили.

На школьном дворе стоял колодец с широким деревянным срубом. Он был выкопан во время постройки школы.  Вода в том колодце была на редкость вкусной и холодной. С этим колодцем связана одна печальная история.  Работала в школе ещё до войны директором Людмила Алексеевна Попкова – молодая, красивая, решительная. Но не сошлась во мнениях с тогдашним председателем сельского совета. Якобы затаил он на неё злобу, и через некоторое время Людмилу Алексеевну по ложному доносу арестовали. Приехал «воронок», арестованную посадили и увезли. Больше никто и никогда её не видел, и о её судьбе нам до сих пор ничего не известно. У Людмилы Алексеевны была мать, которая жила вместе с ней в школьной квартире. Она не смогла пережить арест дочери и от горя бросилась в школьный колодец. После этого случая на школьном дворе был выкопан новый колодец, сруб его выложили широкими бетонными трубами. Этот колодец до сих пор обеспечивает школу водой.

Первое послевоенное время для школы было таким же тяжёлым, как и для всей страны. Много лет школа не ремонтировалась, не хватало мебели, учебников, практически не было письменных принадлежностей и наглядных пособий. Первоклассникам военных лет вместо тетрадей выдавали по двойному листку в клетку и в косую линейку. Писать ребятишки учились карандашом. Когда лист был исписан, карандаш стирали и на листе писали снова. Иногда удавалось написать и третий раз, но это были уже сплошные дырки. Во втором полугодии первого класса школьники начинали писать чернилами, которые делали из специального чернильного порошка, который тоже не всегда бывал. Писали деревянными ручками со вставленными в них стальными перьями. Лучшим считалось перо № 86, так как им можно было писать с правильным нажимом. Чернила наливались в чернильницы, которые устанавливались в специальные углубления на партах. Обмакнув перо в чернила, можно было написать два-три слова. Таким вот интересным способом ученики прошлых лет писали в своих тетрадях. Сначала дети носили чернильницы с собой и в школу, и из школы, а потом, когда жизнь стала немного лучше, и родители смогли приобрести своим детям по второй чернильнице, школьники стали оставлять по одной из них в школе. После уроков дежурный проходил по классу и собирал чернильницы, устанавливая их в специальную деревянную коробочку. Эту коробочку до утра оставляли на учительском столе или на подоконнике. Утром каждый ученик брал свою чернильницу и ставил её на парте.

Учебников в военные и первые послевоенные годы тоже было мало, поэтому их распределяли на трёх-четырёх, а то и больше,  учеников, которые жили недалеко друг от друга и могли передавать друг другу книги. Когда учебников было совсем мало, ученики оставались в школе после уроков, чтобы выполнить домашнее задание.

Учеников за парту сажали по трое, так как мебели в школе тоже не хватало. Парты были коричневые с чёрным верхом, доски тоже были чёрные. Никаких наглядных пособий, кроме плакатов «Сиди правильно!» и «Пиши правильно!» в школе не было. Примерно в 1950 году появилась невиданная доселе роскошь – физическая карта Европы. В это же время или, может быть, чуть раньше школьники впервые увидели цветные карандаши. Одной из учениц купили на базаре маленькую пачку из шести карандашей  аж за 300 рублей. (Во время войны ровно столько стоил стакан соли, что тоже было бесценным.)  Эти карандаши были чудом, смотреть на которое приходили дети со всей школы.

По словам старожилов, ещё до войны школа имела центральное отопление: под зданием школы был подвал с установленным в нём котлом парового отопления. В каком году оно было установлено – неизвестно, но известно то, что в 1940 году котёл, подающий тепло в школу, был снят, разобран и отправлен в райцентр Панино – для установки системы отопления в райкоме партии.

А в школе, потерявшей такое ценное оборудование, были построены классные печи – в каждом классе своя печь. Но печи не могли дать столько тепла, сколько давал котёл. Да и в то время школа то ли совсем не топилась из-за отсутствия топлива, то ли топилась до того скудно, что тепла совсем не чувствовалось. Ведь и топливо было не очень хорошим: в лучшем случае – кизяки, а чаще – солома, бурьян, "коренюшки" – высохшие стебли подсолнухов. Поэтому у учеников военных и первых послевоенных лет самое стойкое впечатление осталось от ощущения постоянного холода в школе. Зимой, а они в те годы были очень суровыми, ученики и учителя в помещении школы сидели в тёплой одежде, платках, шапках, варежках и валенках. Окна – замёрзшие, от дыхания поднимался пар. Чтобы чернила не замёрзали, ученики прятали чернильницы на груди под пальто: напишут несколько слов и снова чернильницу за пазуху. Но, несмотря на это почерки у ребят вырабатывались красивые.

Даже праздники, кроме майских, приходилось отмечать в тёплой одежде. Ребятишки и учителя собирались в большом классе; выступающие расскажут стихи, споют песни и – по домам, часто тоже очень холодным.

Заново паровое отопление было установлено только после войны. И то из-за того, что зимой 1954 года в нашей школе решили провести одно весьма важное совещание, на которое собрались директора всех школ района, районные и даже областные начальники. Совещание прошло успешно, но гости разъезжались сильно замёрзшие. Через некоторое время директор школы смог приобрести оборудование для установки водяного отопления.

 

Из воспоминаний учителей, работавших в Верхнекатуховской школе до войны, известно, что село наше стояло в голой степи, и на школьном дворе, как и во всём селе, не было ни одного деревца, ни одного кустика, так что школа была видна со всех сторон и с достаточного расстояния. В военные и первые послевоенные годы была возле школы одна достопримечательность: перед окнами директорской квартиры росли два высоких тополя с толстыми стволами. От их листьев шёл приятный запах. Достопримечательностью эти тополя можно назвать потому, что Катуховка в те времена была удивительно «голым» селом: на километровой улице Кашиновке, на той самой, где стоит школа, росло всего около десяти деревьев: один клён, две груши, несколько вишен и несколько лозин.

 

 И только через некоторое время после войны учитель немецкого языка и биологии (впоследствии – учитель начальных классов) Дмитрий Александрович Мартынов посадил деревья вокруг школы, тем самым обозначив её владения. А так как сам он родом из области, где издавна занимались садоводством, то он не мог смириться с безрадостным и унылым видом школьного двора и, раздобыв саженцы фруктовых деревьев, посадил вокруг школы фруктовый сад.

Примерно в 1954 году, незадолго до посадки сада, по периметру школьной территории была выкопана канава, глубиной около метра. Её назначение – чётко обозначить территорию школы. Для выполнения этой работы строители-мелиораторы, которые делали оросительную систему в районе, выделили школе траншеекопатель.

В послевоенные годы на территории школы был (и остаётся до сих пор) пришкольный опытный участок, а в войну и в довоенное время на этой земле располагались учительские огороды. Это было потому, что в школе в основном работали приезжие учителя, у которых не было в селе ни своего дома, ни своего огорода. Этим учителям школа выделяла и квартиру, и огород. Учителей из местных жителей практически не было.

Под тем крылом школы, где располагались учительские квартиры, находился погреб для хранения овощей. Он был выстроен вместе со школой – добротно, качественно, надёжно. Им пользовались учителя, проживающие в школе. Этот подвал цел и сейчас, только уже давно никто не хранит в нём овощей.  

 

В 1961 году на школьном дворе был построен дом – квартира для директора школы. Это здание служило квартирой для нескольких директоров (Аристова Николая Ивановича, Захаровой Елизаветы Фёдоровны, Чернобривенко Виктора Алексеевича, Тарнакина Павла Петровича, Малышевой Клары Яковлевны) и их семей. С 1976 года в этом доме никто не жил, так как следующий директор имел своё жильё.

 Известно, что в 1936 году школа была уже не начальной, а семилетней, а с 1962года – восьмилетней.

         Во время Великой Отечественной войны, примерно в 1942 году, в школе остановилась какая-то воинская часть – видимо для переформирования. Ребятишки, жившие неподалёку, бегали туда смотреть на солдат, которые свободно расположились во дворе школы. Некоторые из них возились с оружием, другие чинили одежду, стирали – вобщем, занимались мелкими, но необходимыми делами. Солдаты дарили детям гильзы от патронов и какие-то непонятные «железячки». Малышня была рада этим необыкновенным подаркам – они заменяли игрушки, которых у детей военных лет не было и быть не могло. Но не только ребятня навещала солдат. Вечерами, после дойки, женщины приносили  солдатам парное молоко в глиняных крынках. Мужчины не оставались в долгу, и часто женщины получали от них кусочки хозяйственного мыла – драгоценный по тем временам дар.

Некоторое время (приблизительно с июля 1942 по март 1943 года) школа не работала, так как там располагался госпиталь для солдат, заболевших тифом. В 1943 году, после освобождения Воронежа, школа опять начала свою деятельность.

Многие дети в это лихое время не посещали школу, так как не было одежды и обуви. Зачастую бывало так, что в семье детей, например, трое, а валенки – одни. То есть в школу ходил или кто-то один или ребята бегали в школу по очереди, так что школа не могла похвастать большим количеством учеников.

 

В послевоенное время в школе была даже машина – «полуторка». Она была очень старая и разбитая. Шофёром при ней состоял парнишка (имя его, к сожалению, история не сохранила), который не столько ездил на этой машине, сколько лежал под ней, бесконечно ремонтируя вверенный ему автомобиль. Ремонтировал он его до тех пор, пока остатки «полуторки» не отправили в металлолом.

В начале пятидесятых годов в школе был даже так называемый «буфет», в котором продавали не пирожки и булочки, а тетради, карандаши и прочие канцелярские принадлежности. Работал в этом «буфете» Алексей Михайлович Гудков, учитель физкультуры.

 

Через некоторое время, примерно в 1962-63 годах, в школе появилась своя лошадь. (И, соответственно, школьный огород – для того, чтобы можно было засеять его овсом для её прокорма). В те времена лошадь являлась единственным школьным транспортным средством, на котором директор мог съездить в РОНО на совещание и за зарплатой. Она же помогала учителям во время посадки и уборки картофеля на личных огородах. Жила –  в сарае, расположенном на школьном дворе. А ухаживал за ней конюх Уваров Степан Гаврилович. После его ухода на пенсию конюхом стал работать Парнев Дмитрий Иванович, а через несколько лет его сменил Уваров Николай Иванович, который ухаживал за помощницей всё время, пока она жила при школе. Приблизительно в 1982 году школьную лошадь перевели в колхоз, и в школе живности больше не заводили.

Впоследствии количество учеников увеличилось. К семидесятым годам в школе насчитывалось более трёхсот пятидесяти школьников. Здание не справлялось с таким потоком учащихся, приходилось учиться в две смены, поэтому было решено увеличить полезное пространство.

В 1974 году (директор - Малышева Клара Яковлевна) было  завершено строительство нового крыла школы, начатое несколькими годами раньше. В нём располагались четыре классных комнаты с лаборантскими, огромный спортивный зал.  У учеников появилась более просторная школа. Спустя несколько лет из двух классных комнат  была сделана просторная мастерская.  На уроки труда уже не надо было бегать в старую мастерскую, которая располагалась

в отдельном здании во дворе школы, а уроки физкультуры проводились в новом спортзале. Старое крыло школы было построено из красного кирпича, а новое – из белого. Стиль постройки остался прежним, но новое здание от старого отличалось не только цветом: толщина стен в старом крыле – 75 см, а в новом – около 50 см, котельная находилась под старым крылом, а не под новым, следовательно, новое крыло было гораздо холоднее старого. После введения в эксплуатацию нового крыла, школа стала опять работать в одну смену. Количество учащихся в эти годы доходило до  380 человек.           

19 марта 1978 года случается страшное событие: пожар в школе. К моменту прибытия пожарного расчёта школа практически выгорела: сгорели межклассные перегородки, почти полностью выгорели кровля и полы. Но благодаря активной жизненной позиции тогдашнего директора школы Николая Дмитриевича Мартынова школа в сентябре этого же, 1978 года, встретила своих учеников в восстановленном здании.

По версии милиции, пожар в школе – это следствие поджога. Он случился за несколько дней до весенних каникул, и детей досрочно отправили на отдых. Но, несмотря на такие печальные события, учебный процесс прерван не был. По истечении положенного срока каникул дети вновь пошли в школу, только не в основное здание. Уроки проводились везде, где только можно было их проводить: в здании начальной школы, которая к тому времени уже не работала (все дети уже учились в основном здании), в домике механизаторов, расположенном во дворе колхозной бригады, в здании детского сада, находящегося на улице Комсомольской, лучше известной жителям села как Третья сотня. Эта «школа» работала в две смены, потому что при работе в одну всем учащимся не хватало места. Учительское расписание было составлено через урок, то есть, первый урок провёл «в колхозе», во время второго пришёл в «начальную школу», там провёл третий урок, на четвёртом добрался до «детсада», где и провёл пятый урок.

Тем временем в сгоревшей школе кипела работа. В восстановлении школы принимали участие все учителя без исключения. Несмотря на возраст, семейное положение и наличие детей, все педагоги, облачившись в старую одежду, очищали школу от гари и мусора: выносили на улицу останки кровли, куски штукатурки, осыпавшейся со стен, кирпичи от остовов печей, которыми отапливалась школа  до установки парового отопления. После того, как мусор был убран, завезли стройматериал и пригласили бригаду строителей-шабашников из Западной Украины, которые быстро и качественно произвели восстановление здания. Работу строителей оплатил колхоз им. Дзержинского. После ремонта внешний вид школы изменился мало: только крыша теперь была крыта не железом, а шифером.             

В дальнейшем школа функционировала бесперебойно, продолжая ежегодно набирать первачков и выпускать восьмиклассников, а впоследствии –  девятиклассников.

С 1986 года в школе было организовано горячее питание школьников. Обеды варили в школьной столовой, которая располагалась в «домике» – бывшем директорском доме, находившемся на школьном дворе.

Статус девятилетней школа приобрела в 1989 году, но фактически на девятилетнее обучение перешла только в 1999 году, когда был произведён набор учащихся начальной школы по программе начального образования 1- 4. Первый выпуск учащихся, получавших образование в течение девяти лет, был в июне 2008 года. До этого школа считалась девятилетней, а фактически дети учились восемь лет: 1,2,3 классы – начальная школа, а затем, из третьего дети шли сразу в пятый класс и в течение пяти лет получали основное общее образование.

         На сегодняшний день стаж работы школы около ста лет.

         Выпускники школы разных лет иногда посещают свою «альма-матер», вспоминают школьные годы, своих одноклассников, учителей, заходят в классы, где они учились и, замирая, на мгновение возвращаются в детство.

  

Учитель,

сколько надо любви и огня,

чтобы

слушали,

чтобы верили,

чтобы помнили люди тебя!

 Директора Верхнекатуховской школы.

 

Фамилия, имя, отчество директора

 

 

Годы работы в должности директора

Шамаева

Тамара Фёдоровна

с 1991 и по настоящее время

Копытин

Николай Семёнович

1984-1991

Мартынов

Николай Дмитриевич

1976-1984

Малышева

Клара Яковлевна

1973-1976

Тарнакин

Павел Петрович

1972-1973

Чернобривенко

Виктор Алексеевич

1970-1972

Захарова

Елизавета Фёдоровна

1967-1970

Аристов

Николай Иванович

1962-1967

Колагаева

1961-1962

Щичко

Георгий Фёдорович

1957-1961

Юденков

Василий Васильевич

1956-1957

Лахмыткина

Антонина Павловна

1956

Кузьменко

 Андрей Филиппович

1947-1956

Дыдик

Елена Тимофеевна

1943-1946

Бобыр

Иван Фомич

1940-1941

 

Селедёвкин

Семён Иванович

1939-1940

Попкова

Людмила Алексеевна

1934-19…

Учителя,

работавшие в нашей школе в разные годы.

 

Фамилии учителей, работавших в нашей школе, я расположила в алфавитном порядке, потому что мне не удалось точно узнать годы работы большинства педагогов. Голубым цветом выделены строки, содержащие информацию об учителях, работавших в нашей школе до Великой Отечественной войны, или учителях-фронтовиках. Приношу извинения за неточности, которые могут быть допущены мной в указании некоторых имён – человеческая память несовершенна.

 

   

     Фамилия, имя, отчество

 

            

                Предмет

Андрюнин Григорий Андреевич

 

Андрюнина Наталья Андреевна

 

Анохин Василий Михайлович

Начальные классы

Анохина Наталья Васильевна

Математика

Аристов Николай Иванович

Начальные классы

Аристова Екатерина Фёдоровна

Немецкий язык

Баранникова Ольга Васильевна

Русский язык и литература

Бобыр Иван Фомич

 

Бобыр Александра Павловна

 

Болдырева Лариса Михайловна

Начальные классы

Бочаров Гаврила Петрович

География

Бугакова Наталия Викторовна

Математика, рисование, черчение

Быкова

 

Быкова Мария Васильевна

Немецкий язык

Гальцева Серафима Пантелеевна

История

Голубкина Мария Васильевна

Начальные классы, география

Гордиенко Галина Григорьевна

Русский язык и литература

Гудков Алексей Дмитриевич

Пение

Гудков Алексей Михайлович

Физкультура

Гулевская Зоя Ильинична

Русский язык и литература

Дыдик Елена Тимофеевна

Математика

Ермакова Клавдия Ивановна

География

Жердева Вера Михайловна

Физика

Жилкин Павел Петрович

Математика

Загвоздкина Валентина Александровна

Русский язык и литература

Захарова Елизавета Фёдоровна

География

Золотарёва Зоя Ивановна

Начальные классы

Зубков Дмитрий Андреевич

История

Зубкова Нина Александровна

Начальные классы

Иволгина Людмила Григорьевна

Русский язык и литература

Казарова Раиса Алексеевна

Начальные классы

Калинник Антонина Николаевна

Рксский язык и литература

Кашкин Михаил Степанович

Русский язык и литература

Кобзева Любовь Ивановна

География

Ковалёва Анна Фёдоровна

Начальные классы

Ковальчук Валентина Григорьевна

Русский язык и литература

Кокшарова Светлана Викторовна

Биология, история, информатика

Колосова Галина Николаевна

Русский язык и литература,

культура общения

Копытин Николай Семёнович

География, пение

Копытина Анна Николаевна

Начальные классы

Кордюкова Лидия Сергеевна

Математика, ОБЖ

Коршунова Анна Алексеевна

Начальные классы

Корыстина Елизавета Васильевна

 

Крюкова Любовь Николаевна

Русский язык и литература

Крылова Лидия Петровна

Начальные классы

Кузьменко Андрей Филиппович

Биология, химия

Кузьменко Вера Николаевна

Русский язык и литература

Кулакова Мария Михайловна

Начальные классы

Коржова Мария Николаевна

Начальные классы, география

Лахмыткина Антонина Павловна

 

Максименко Фёдор Иванович

 

Малышев Василий Иванович

История, математика

Малышев Лев Николаевич

Пение

Малышева Елизавета Васильевна

Начальные классы

Малышева Клара Яковлевна

Русский язык

Мартынов Дмитрий Александрович

Начальные классы, немецкий язык

Мартынов Николай Дмитриевич

Физика, химия, труд

Мордовкина Эмма Степановна

Начальные классы

Мошкина Тамара Фёдоровна

Начальные классы

Мякинин Пётр Павлович

Начальные классы

Небренчина Тамара Петровна

Физика

Новиков Владимир Васильевич

Труд

Новикова Пелагея Павловна

Начальные классы

Орлов Виктор Петрович

Завшколой

Павельева Елена Ильинична

Начальные классы

Павлова Лидия Сергеевна

Русский язык

Парнев Алексей Алексеевич

Физика

Парнев Анатолий Константинович

Биология, музыка

Попкова Людмила Алексеевна

Русский язык и литература

Редникина Лариса Ивановна

Математика

Рыбников Василий Иванович

Физика

Рыбникова Нина Митрофановна

Русский язык

Рыбникова Ольга Васильевна

Русский язык и литература, немецкий язык, география

Рыжкова Мария Семёновна

Начальные классы

Рыжов Василий Иванович

Немецкий язык

Спахова Нина Васильевна

Математика

Струкова Ольга Анатольевна

Начальные классы

Татаринцев Михаил Васильевич

 

Тарнакин Павел Петрович

История

Теплищева Александра Петровна

Начальные классы

Троицкая Раиса Степановна

Начальные классы

Уваров Александр Степанович

Химия, биология, история

Хатунцева Александра Тихоновна

Русский язык и литература

Хатунцева Любовь Николаевна

Русский язык и литература

Чернобривенко Виктор Алексеевич

История

Шамаева Тамара Фёдоровна

Немецкий язык

Шашенкова

Начальные классы

Шишов Павел Афанасьевич

Начальные классы

Шульженко Валентина Николаевна

Начальные классы

Щёголева Мария Михайловна

Русский язык и литература

Щичко Георгий Фёдорович

География

Юденков Василий Васильевич

Физика

Юденкова Анна Михайловна

Биология

Якушева Оксана Николаевна

Немецкий язык

   

 

 

 

Работа над историей нашей школы продолжается, ведь в ней есть ещё много неизвестных моментов. Наверняка кто-то из читателей обладает какими-либо сведениями из истории школы или из жизни учителей, работавших в ней. Просьба ко всем, кто знает то, чего не написано в этой статье, позвонить в Верхнекатуховскую школу и сообщить важные и нужные нам сведения.

Телефон Верхнекатуховской ООШ: (8-473-44) 4-32-82.

 

 

 

Неполные имена учителей.

Михаил Васильевич – нач. кл.

Дмитрий Иванович – рус. яз.

Ольга Ивановна – биолог.

Клавдия Антоновна – нач. кл.

Кирилл Никитич – географ.

Фёдор Иванович – рисов.

Борис Фёдорович – география.

Мария Прохоровна

Данилова Зинаида

Жена Веникова Юрия

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz