1.
Научно-методические основы разработки Программы:
Закон РФ «Об
образовании»
Постановление Правительства Российской федерации от 28 августа 2001г.
№630 о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной
информационной среды»
Приказ министерства образования РФ № 01-51-088 от 13.08.02 «Об
организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в
общеобразовательных учреждениях»
Кем принята Программа
Программа принята решением педагогического совета МОУ Верхнекатуховской ООШ протокол №1 от 28 августа 2009г.
2.
Цели и задачи Программы:
Отработка модели
новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся
социальным и педагогическим условиям;
Обеспечение равных условий для реализации конституционного права
граждан на образование (вариативность образования);
Создание условий для непрерывного образования в соответствии с
интересами личности;
Обеспечение дифференциации и гуманизации образовательного
процесса;
Создание системы психолого-педагогического мониторинга;
Повышение роли образования в воспитании личности;
Обеспечение социальной защищенности участников образовательного
процесса.
3.
Приоритетные направления Программы:
Сложившаяся модель
школы как ОУ, состоящего из двух ступеней, представляется наиболее удачной
формой, позволяющей удовлетворить разнообразие образовательных запросов
микросоциума. Поэтому нашей стратегической перспективой является развитие
и совершенствование этой модели.
Развитие вариативности образовательного процесса должно логически
завершиться разработкой пакета образовательных программ, учитывающих склонности,
способности, подготовленность и интересы детей. Разноуровневый широкий
спектр программ должен будет в полном объёме удовлетворить образовательные
потребности микросоциума школы.
Одним из инструментов вариативности является учебный план школы
на основе муниципального, позволяющий через гибкое использование часов
групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать
пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать
качество знаний. Следовательно, в перспективе более глубокое овладение
техникой составления учебного плана школы, более оптимальное
использование его возможностей.
Освоение технологии уровневой дифференциации учителями
школы выводит на новый качественный уровень как в плане расширения
педагогического ареала учителей, работающих по этой технологии, так и в плане
накопления педагогического практического опыта в разработке разноуровневых
зачетных заданий, более совершенного овладения методикой, а также
совершенствования механизма осуществления координации и управления этим
процессом. Всё это позволит достичь в конечном результате более высокого уровня
обученности и качества знаний учащихся.
Диагностика учебных умений и навыков, позволяя вовремя
выявить пробелы, даёт учителю четкие ориентиры в организации учебной работы по
их устранению в рамках урочного времени и на индивидуальных, групповых занятиях,
что также позволит добиться большей успешности в обучении.
4.
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы их достижения
Сложившаяся система работы
школы позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения
дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы
психолого-педагогического мониторинга - перейти к реструктуризации
учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
1 ступень – начальная школа: традиционные программы и программы
развивающего обучения; 4-летнее образование.
2 ступень – основная школа (5-9 классы): расширение круга
образовательных услуг за счет вариативной части – спецкурсов, факультативов,
групповых занятий с одарёнными детьми, пропедевтических курсов, переход на
предпрофильное обучение в 9 классе.
В управленческой деятельности:
От персептивного вида контроля, который связан со сбором информации
относительно хода и развития учебно-воспитательного процесса, и предусматривает
сравнение реального состояния дел с эталоном, к коммуникативному, который
образует коммуникативную сеть, через которую поступает информация, необходимая
для управления педагогическим процессом, сотрудничества директора и его замов с
учителями, учащимися и их родителями.
В научно- методической работе:
Изучение и внедрение инновационных методик;
Развивающее обучение;
Интегрированное обучение;
Индивидуализация учебно-воспитательного процесса (планирование разных
видов деятельности, разработка разноуровневых заданий, подбор материалов и
т.д.).
В организации учебно-воспитательного процесса:
В работе с родителями:
1.Равнозначное взаимодействие в схеме:
2. Портфолио с детскими работами и наблюдениями за ребёнком.
3. Повышение мотивации родителей к участию в общественно-государственном
управлении ОУ.
5.
Этапы реализации Программы
1-й этап –
подготовительный (2009 календарный год)
Составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов;
защита проектов, апробация и внедрение.
2-й этап – практический (2010-2011 гг.)
Корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного
процесса.
3-й этап – обобщающий (2011-2012 учебный год)
Самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
6.
Структура Программы
1. Введение.
Концепция и программа развития разработана коллективом школы на период с 2009 по
2012 гг. В них отражены тенденции развития школы с учетом её социума,
охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического
коллективов, предоставлены меры по изменению содержания и организации
образовательного процесса и управления им.
2. Информационная справка о школе.
Качественная характеристика
Параметры статистики |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
|
1 |
Обучалось в школе |
|
|
|
|
I ступени |
14 |
11 |
12 |
|
II ступени |
23 |
27 |
27 |
2 | Отсев учащихся школы: |
|
|
|
II ступени |
|
|
|
|
3 |
Не получили аттестаты |
|
|
|
Об основном общем образовании |
|
|
|
|
4 |
Оставлены на повторный курс обучения |
|
|
|
I ступени |
|
|
|
|
II ступени |
|
|
|
|
6 | Количество призеров: |
|
|
|
Районных туров олимпиад |
|
|
|
|
Зональных туров олимпиад |
|
|
|
|
Краевых туров олимпиад |
|
|
|
|
7 | Количество учащихся, поступивших: |
|
|
|
Училища |
|
1 |
|
|
Техникумы, колледжи |
|
2 |
3 |
|
ВУЗы |
|
|
1 |
|
8 | Количество учеников основной школы, пришедших в 10-й класс |
|
|
2 |
Качество знаний |
56 |
51 |
47 |
|
Успеваемость |
100 |
100 |
100 |
В течение 2007-2009 учебного
года в школе осуществлялся мониторинг, одним из основных этапов которого
является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням
обучения. Цель выявление недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся
и их причины.
По итогам года результаты следующие:
Успеваемость на протяжении последних двух лет стабильная и составляет – 100%.
Год Показатель |
2007-2008 |
2008-2009 |
Успеваемость |
Успеваемость |
|
I |
100 |
100 |
II |
100 |
100 |
По школе |
100 |
100 |
Реализация учебных программ невозможна без контроля за пропусками учащихся.
Результаты следующие:
Четверть год |
Количество пропущенных уроков |
Количество дней |
||||||
по болезни |
по ув.пр. |
без ув.пр. |
итого |
по болезни |
по ув.пр. |
без ув.пр. |
итого |
|
2009 |
4337 |
- |
-- |
4337 |
762 |
- |
- |
762 |
Характеристика педагогического коллектива.
Анализ динамики профессионального роста учителей с 2005 по 2009 год
|
Общее количество учителей |
II категория |
I категория |
Высшая категория |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
2005 |
10 |
100 |
6 |
60 |
3 |
30 |
- |
- |
2006 |
10 |
100 |
5 |
50 |
4 |
40 |
- |
- |
2007 |
11 |
100 |
5 |
45 |
4 |
36 |
- |
- |
2008 |
9 |
100 |
4 |
44 |
5 |
55 |
- |
- |
2009 |
10 |
100 |
3 |
30 |
6 |
60 |
- |
- |
В школе работает методический совет школы и следующие методические объединения:
МО начальных классов
МО естественно-математического цикла
МО гуманитарного цикла
МО учителей технологии и физкультуры
Особенности управления школой.
Административное управление
осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников
образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический
совет, общешкольное собрание.
Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление
образовательным процессом и осуществляют мотивационную,
информационно-аналитическую, планово-прогностическую,
организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и
оценочно-результативную функции.
Социальная среда школы.
Анализ итогов
социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется
следующими чертами (признаками):
Недостаточно высокой образованностью;
Средним уровнем общей культуры.
100% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них 90% способны глубоко изучить способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.
Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики. Картина довольно пёстрая, представлена вся шкала развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента и определяет необходимость единственно возможной модели образовательного учреждения – многопрофильный и адаптивный характер, способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и их родителей.
Субъекты и источники социального заказа школы
Представим структуры,
которые выступают по отношению к школе с каким-то заказом или требованиями, в
общем виде, в трёх уровнях.
Государство – хочет, чтобы мы создавали условия для
развития свободной, мыслящей, социально-адаптированной личности, получившей
добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.
Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы
воспитанною личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися
в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права
личности и собственности.
Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на
порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу,
отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям. Школу, в которой уважают права
ребёнка, в которой ребёнку обеспечивается не только физический, но и душевный
комфорт.
Родители -
хотят, чтобы школа обеспечивала
подготовку в ССУЗ,
Ученики–
хотят, чтобы в школе было
интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность,
чтобы можно было общаться друг с другом,
хотят иметь учебный успех,
хотят получить качественное образование.
Концепция развития школы.
Наше видение миссии школы.
Мы хотим построить школу равных возможностей
(адаптивную).
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся,
где учатся одаренные и обычные дети. Исходя из этого, структура образовательного
учреждения функционирует в рамках двух ступеней:
I ступень – начальные классы;
II ступень – основная школа.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и
апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей
образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию
личностно-ориентированного образования.
Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:
Система личностно-ориентированного образования |
|
1. Классно-урочные занятия | Программа образования |
2. Занятия по выбору учащихся, элективные курсы | |
3. Самообразование | |
4. Внеурочная работа школы | Программа воспитания |
5. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление | |
6. Трудовая деятельность учащихся | Социальная служба |
7. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка |
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие направления:
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Действующая система с
одаренными детьми; · Олимпиады, творческие конкурсы, конференции; · Интеллектуальные игры; · Высокая квалификация педагогов; · Наличие медиатеки |
· отсутствие системы работы со
средними, слабыми учащимися по развитию их интеллектуальных
способностей; · снижение мотивации учения за счёт приоритета оценки над знаниями; · умственные, психологические, нервные перегрузки учеников и учителей; · нерациональность расписания уроков; · недостаточность информационной поддержки; · отсутствие индивидуальных программ; · не ведётся мониторинг развития учеников; · невысокий уровень образовательных услуг; · отсутствие разнообразного учебного плана · низкое использование технологий развивающего обучения |
Возможности |
Ограничения и риски |
районная система олимпиад,
научно-практических конференций; множество интеллектуальных конкурсов различного уровня; развитие инфраструктуры дополнительного образования; возможность повышения квалификации педагогов на базе СГПИ и ККИДППО |
удалённость от центра; социальный заказ; несовпадение социального заказа государства и родителей |
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· наличие спортивной площадки; · дни здоровья; · физминутки на уроках; · система профилактических мероприятий (проведение вакцинации); · спортивные соревнования в школе; · уроки ОБЖ |
·
необходимость физио и диагностического оборудовнаия; · низкое материальное обеспечение спортивных занятий; · · нет группы здоровья учителей; · нет оздоровительных поездок детей и учителей; · необходимость улучшения ассортимента питания. |
Возможности |
Ограничения и риски |
· районные соревнования,
спартакиада, турслёт; · организация летнего отдыха детей. |
· Отсутствие финансирования; · Плохое медицинское обслуживание в посёлке. · Неблагополучная ситуация в социуме по вредным привычкам. |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Множество творческих конкурсов; |
· Насыщенность учебно-воспитательного процесса оставляет мало
времени для творчества; |
Возможности |
Ограничения и риски |
· Районный
конкурс «Учитель года» |
· Удалённость культурных центров; |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Тематические часы, конкурсы, викторины |
· Низкая
эффективность школьного самоуправления, инициатива идёт от взрослых,
а не от детей; |
Возможности |
Ограничения и риски |
· Районный
лагерь актива; |
· Отсутствие идеалов в обществе |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Предмет «Технология»; |
· не
разрабатываются спецкурсы по выбору; |
Возможности |
Ограничения и риски |
Расширение взаимодействий с ПТУ, техникумами |
·
Профессиональная узость; |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Детское
самоуправление; |
· Нет
подготовки к семейной жизни |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
·
Курсовая переподготовка учителей |
- |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
·
активное участие родителей в ремонте школы; |
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Направление деятельности |
Содержание |
Сроки Реализации |
1. Организация предшкольного образования |
- Разработка
плана школы по реализации программы предшкольного образования |
2007 |
2. Организация
|
-
Совершенствование УП школы с учетом предпрофильного обучения в
старших классах и расширения вариативной части (предметов по
выбору). |
2008 – 2012 2008 – 2012 2009– 2010 |
3. Сохранение здоровья учащихся |
- Обследование
детей, поступающих в школу, выделение «группы риска» |
Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно
|
4. Система |
- Систематизация
и изучение материалов психологической службы, направленных на
психологическую поддержку всех участников образовательного процесса
в ситуации выбора. |
2009-2012 2009-2012
|
5. Инновационная деятельность школы |
- участие в конкурсах общественно-значимых инновационных проектов |
2008 – 2012 |
6. Программа профессионального роста учителя |
- Повышение
квалификации педагогов через сеть методической работы в
образовательных учреждениях района. |
Постоянно |
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки образовательного процесса |
- Создание
системы психолого-педагогической поддержки учащихся, родителей,
учителей в кризисные периоды жизни ребенка. |
2008-2012 |
8. Повышение роли семьи в образовательном процессе и построение внешних связей |
- Информирование
родителей об образовательном процессе в школе |
Постоянно |
9. Информацион-но-техническое обеспечение образовательного процесса |
- Совершенствование системы обучения компьютерным технологиям с использованием ресурсов вариативной части учебного плана - Создание
механизмов мотивации учителей для овладения компьютерной
грамотностью и информационными технологиями. |
Постоянно |
10. Система управления школой |
-
Совершенствование системы самоуправления в школе |
|